Несмотря на солидный стаж использования в спортивной практике, о действенности большинства препаратов, относимых согласно классификации к классу андрогенов и анаболических стероидов, строятся лишь догадки. Это не удивительно: строго запротоколированных документальных свидетельств использования этих препаратов не так уж и много – спортсмены, как правило, неохотно делятся с врачами (если только это не их персональные врачи) тем, какие виды допинга и в каком количестве они принимают. А экспериментов проводится явно недостаточно, да и привлечь к участию в них спортсменов (а ведь нас интересует, в первую очередь, влияние ААС на спортивные результаты) зачастую крайне тяжело.
Но есть и одно исключение – препарат под названием оралтуринабол. Применение в спортивной практике этого препарата на его «родине» – в Германской Демократической Республике – документировалось настолько тщательно, что об эффективности, областях применения, а также побочных явлениях от применения оралтуринабола можно говорить практически со стопроцентной уверенностью.
Немного истории: После возведения стены, разъединившей Берлин на две части, Восточная Германия стала чем-то вроде изгоя не только в Европе, но и во всем мире, который привык называть себя демократическим. Руководству ГДР нужно было предпринимать решительные шаги для поднятия престижа «первого социалистического государства на немецкой земле» (оно же, как впоследствии оказалось, было и последним; к счастью, прямо скажем). Ареной, где бы наглядно проявилось преимущество мифических «социалистических ценностей» был избран спорт.
Усилия, предпринимаемые на самом высшем уровне, не пропали даром – на Олимпиаде, проходившей не где-нибудь, а в Мюнхене – самом сердце капиталистической части Германии, спортсмены из ГДР произвели фурор, заняв второе (после команды СССР) место в общекомандном зачете и завоевав … золотых медалей. Одним из основополагающих камней, легших в фундамент такого ошеломляющего успеха, был препарат, созданный и производимый фармацевтической компанией VEB Jenafarm, который получил имя оралтуринабол (иногда употребляют написание орал-туринабол).
Препарат впервые был использован в медицинской практике в 1965 году, а уже год спустя вовсю применялся в спорте. Вначале его потребителями были только мужчины, но с 1968 года новый препарат начали применять и при подготовке женщин. Повторю еще раз: использование оралтуринабола тщательно документировалось. В 1973 году был опубликован секретный документ, из которого следовало, что результат у женщин в толкании ядра повышался приблизительно на два метра (!) вследствие употребления всего лишь двух таблеток оралтуринабола (10 мг) на протяжении 11 недель. Результаты росли вместе с дозировками препарата и продолжительностью его использования. В 1972 году не только вся легкая атлетика ГДР, но и другие скоростные, силовые и скоростно-силовые виды спорта «базировались» на оралтуринаболе.
Оралтуринабол фактически представляет собой версию метандростенолона, в четвертое положение которого внедрили атом хлора. Отсюда и официальное название оралтуринабола – 4-хлоро-?-дигидрометилтестостерон. Такая модернизация сделала препарат практически не подверженным ароматизации. Но не только это – метаболиты оралтуринабола предельно быстро покидали организм, что в условия угрозы допинг-тестов можно было считать неоспоримым преимуществом.
Как и подавляющее большинство оральных ААС, оралтуринабол алкилирован по 17-?, значит, явлется потенциально опасным для печени. Впрочем, о его явном негативном воздействии на этот жизненно важный орган ни в одном отчете не сообщалось. Даже при длительном использовании.
Оралтуринабол достаточно сильно напоминает метандростенолон не только по структуре молекулы – действие обоих препаратов также можно назвать схожим. Правда, в отличие от метандростенолона, применение оралтуринабола приводит к несколько менее резкому приросту в массе из-за того, что препарат практически не задерживает воду. В то же время прирост в массе можно назвать качественным, большая часть достигнутого никуда не девается и после окончания «курса».
Несмотря на то, что оралтуринабол не ароматизируется, да и сам по себе является достаточно «мягким» препаратом, при длительном его применении, все же, происходит подавление секреции эндогенного тестостерона. Но далеко не в той степени, как у сравниваемого с ним метандростенолона.